Сделать заказ/ Отзывы туристов Звоните нам: 8 (499) 781 15 35
Поиск на сайте
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
все предложения »
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ГОРОДА И РАЙОНЫ:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мы ВКонтакте:

Главная » Грузия » Христианская жизнь в Грузии

Христианская жизнь в Грузии


"...Мне кажется, что народ этот не только заслуживает похвалы, но, некоторым образом, вся церковь христианская должна быть ему признательна за его добродетель, силу мужества, оказанного в многочисленных войнах, в которых то турки, то персияне уничтожали его войска, наконец, за то неизменное постоянство, что важнее всего, с каким он защищал и сохранял христианскую веру, чему, вообще говоря, не было ни одного примера"

(Пьетро делла Валле (1586 - 1652 гг.), итальянский путешественник времён эпохи Возрождения)

Христианская жизнь в Грузии началась очень рано. Хотя и принято связывать это с проповедью святой равноапостольной Нины Каппадокийской (которую часто зовут на грузинский манер святой Нино), однако ее подвижничеством лишь завершилось крещение Грузии, а вера Христова проникла сюда еще в I веке. Грузинская летопись «Картли Цховреба» сохранила предание о том, что, когда апостолы бросали жребий, должный определить, кому из них куда отправляться с проповедью, не захотела остаться в стороне и Матерь Божия. Ей выпала Иверия (одно из названий Грузии), с тех пор называемая первым уделом Богородицы (существуют еще три ее удела: Святая Гора Афон, Киево-Печерская Лавра и Дивеево).

Христианская жизнь и рождение Нины Грузинской

Собравшейся было в дорогу Пречистой Матери, явился Господь Иисус Христос и повелел остаться на месте, а в Иверию отправить апостола Андрея. С ним передала Пресвятая Богородица нерукотворный образ Свой, проступивший при прикосновении Ее лица к подготовленной для этого доске. Нерукотворная копия этой иконы известна как Ацкурская (именно по просьбе жителей Ацкури, столицы Самцхийской земли, святой апостол Андрей эту икону изготовил, приложив чудотворный образ к обычной доске). С 1952 г. Ацкурская икона хранится в Государственном музее истории искусств Грузии, куда она была передана из Гелатского монастыря. Именно с этой иконой связаны первые крещения на грузинской земле, совершенные апостолом Андреем Первозванным и его спутниками – апостолами Симоном Кананитом и Матфием.

Преподобная Нина появилась на свет в Каппадокии. Её батюшка, святой Завулон, был знаменитого и старинного рода, служил полководцем у римского императора Максимилиана и приходился дядей святому великомученику Георгию Победоносцу. Мать же святой Нины, Сусанна, приходилась кровной родственницей Патриарху Иерусалимскому Ювеналию.

Когда девочке минуло двенадцать, отец и мать, у которых она была единственным ребёнком, распродали свое имущество и отправились в Иерусалим. Святой Завулон принял постриг и посвятил своё существование монашескому служению в одной из Иорданских пустынь, а святая Сусанна получила послушание диаконисы при храме Гроба Господня. Развитие дочери они поручили благочестивой старице, армянке Саре Ниафоре, которая растила девушку в духе христианской жизни. От Сары Ниафоры Нина услышала о нешвенном Хитоне Господнем, который находится в иверийском городе Мцхете, после чего захотела поклониться святыне и увидеть Грузию обращенной к Господу.

Когда она спала,  к ней явилась Матерь Божия, благословила проповедовать в своем уделе и передала крест из виноградной лозы, который поутру святая Нина обвила своими волосами (по другой версии, крест изготовила сама преподобная Нино уже в Мцхете). Особенности этого креста, называемого «крестом святой Нино», - немного выгнутая перекладина, повторяющая изгиб лозы. Именно этим крестом вскоре была крещена Грузия, и именно он является символом грузинской христианской жизни.

Становление христианской жизни

Святая Нина достигла Мцхеты как раз в день праздника, связанного с культом языческого бога Армаза (и совпадающего, кстати, со светлым днем Преображения Господня). Когда она подошла к городу, царь Мириан со свитой в сопровождении народной толпы как раз направлялся к горе, на которой возвышались три истукана (один из них был Армаз) для поклонения. С ужасом смотрела святая Нина на происходившее, гневом наполнилось ее сердце. Удалилась она в находившуюсянеподалеку пещеру и стала молиться, чтобы Господь разметал идолов и вразумил иверцев.

К вечеру того же дня с запада набежали тучи, и страшная гроза разразилась над самым капищем. Молнии и ураганный ветер разрушили стены жертвенника и сами статуи. Как только на месте капища не осталось ничего, что о нем напоминало бы, ураган тотчас прекратился, ливень стих и воссияло солнце.

Придя в Мцхету, св. Нина поселилась у бездетного царского садовника, супруга которого по ее молитвам избавилась от своего недуга. Позже в ежевичнике в северной части города преподобная соорудила себе шалаш, где говорила людям, что христианская жизнь и сам Христос – это и есть самая настоящая вера. И, конечно, исцеляла больных. Сейчас в этом месте стоит небольшая церковь святой Нино, называемая либо Самтавро, либо Макловани (что в переводе означает «ежевичник), рядом с этой церковью – ежевичник.

Однажды царь Мириан, решив немного развеяться, отправился со своей свитой на охоту. Там недовольные христианами начали его наущать на преподобную Нино и ее последователей. Разгневанный Мириан решил исполнить свои планы, а именно, искоренить у себя христианство, о чем и объявил во всеуслышанье. И как только произнес он свои страшные угрозы, солнце померкло, началось затменье, а сам он вдруг ослеп. В ужасе окружающие воззвали к своим языческим богам, прося развеять тьму, но мрак только усиливался. И тогда Мириан обратился к тому Богу, которого проповедовала Святая Нино. И зрение вернулось к нему, а темнота начала отступать.

Вернувшись с охоты, царь Мириан объявил, что поклоняться надо Господу Иисусу, потому что Он вечен и подобает Ему всякая слава. Истуканы были разбиты и забыты. Царь принял христианство и началась здесь самая настоящая христианская жизнь.

Вернувшись с охоты, царь Мириан объявил, что поклоняться надо Господу Иисусу, потому что Он вечен и подобает Ему всякая слава. Истуканы были разбиты и забыты. Царь принял христианство.

Святая Нина и христианские храмы 

Тогда же решили устроить первый храм. Святая Нино нашла то самое место, где был укрыт в земле Хитон Господень. Указали его святой Авиафар Мцхетский и дочь его Сидония, семейное предание которых было тесно связано с Хитоном. Место это венчал выросший на нем огромный ливанский кедр. Этот кедр преподобная Нина, провидя его благодатность, уговорила святого царя Мириана срубить. Из него изготовили четыре креста и установили на горных вершинах по четыре стороны границы тогдашней Грузии. А пень от того кедра оставили в земле как основу первого грузинского храма. Из этого пня до XVII века источалось благодатное миро, тут же происходили различные чудеса. Пень стали называть Светицховели, что по-грузински означает Живоносный Столп. Такое же название было усвоено и храмом, воздвигнутым над ним.

Вскоре святая Нино, видя свою миссию в самой Мцхете выполненной, покинула столицу и отправилась с проповедью по крещеной земле. Поднималась она в горные селения, бывала в хижинах бедняков и во дворцах вельмож, не видя различия между ними пред Ликом Христа. Подвиг ее жизни окончился на востоке Грузии, в Бодбе, где надгробным памятником преподобной вырос храм ее святого родственника Георгия Победоносца. Основанный здесь святой Ниной монастырь стал второй грузинской обителью – после Самтавро.

Память святой Нины отмечается 14 (27) января. В Грузии празднуют еще день ее пришествия в Грузию – 9 мая (1июня).

Автор текста Н. Фафанова

Понравилось? Поделись с друзьями!!!