Сделать заказ/ Отзывы туристов Звоните нам: 8 (499) 781 15 35
Поиск на сайте
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
все предложения »
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ГОРОДА И РАЙОНЫ:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мы ВКонтакте:

Достопримечательности Мцхета

Храм Джвари

Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

(М. Лермонтов)

Издалека виден храм-монастырь Джвари (585-604 г.г), или Джварис-сакдари (т.е. «монастырь Креста»), будто плывет он над Мцхетой. А от самого Джвари открывается захватывающий вид на то место, где сливаются воды Арагви и Куры.

Джвари как бы вырастает из скалы, завершая ее конусообразную вершину. Выбор места для храма свидетельствует об удивительном умении древнегрузинских зодчих использовать для создания архитектурных ансамблей природный ландшафт. Ночью, подсвечиваемый снизу прожекторами, храм Джвари как бы парит в воздухе, производя неизгладимое впечатление. Именно эти места описал М. Лермонтов в поэме «Мцыри», навеянной рассказом о юноше-горце.

Монастырь Джвари вносит дополнительные «обертоны» в древнее кавказское наименование Мцхеты «вторым Иерусалимом. Скала, на которой он воздвигнут, подобно воспетой ветхозаветным царем-поэтом Давидом горе Сион, охраняющей Иерусалим Палестинский. Буквально «сион» означает «сторожевая башня», и когда-то на Сионе в Иерусалиме действительно существовала такая башня, с нее стражники следили, не приближается ли к городу неприятельская армия. Для Мцхеты таким «сионом» стал монастырь Джвари.

Построенный на вершине крутой голой скалы, Джварис-сакдари прекрасно вписан в окружающий ландшафт и идеально гармонирует с суровой, но живописной природой этих мест.

Это первый в Грузии памятник, вошедший в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм это построен в конце VI века на месте языческой кумирни. За два века до того, сразу после крещения Грузии, святая Нина и царь Мириан установили деревянный крест из мироточивого кедра (конечно же, с вложенным кусочком Голгофского Креста), выросшего там, где до поры был скрыт Хитон Господень. На благоговение этому кресту шли христиане со всего Кавказа.

В половине VI века первый эрисмтавар Грузии Гуарам выстроил рядом с крестом небольшую церковку, существующую и поныне и условно называемую Малым Джвари. К концу века Стефанос I, сын Гуарама, приступил к строительству большого храма, включившего древний крест. Сопоставление надписей храма с историческими источниками позволяет довольно точно датировать постройку Стефаноса 586/7 - 604 годами.

Джвари дошёл до наших дней практически в целости и сохранности, намного лучше остальных примеров древнегрузинского зодчества. По нему можно составить представление, как выглядели первые церковные храмы страны.


Внешне Джвари представляет собой большой барабан с восемью гранями, перекрытый куполом из шести граней, который увенчан крестом. В основании планировки храма лежит крест. Между рукавами расположены маленькие комнаты, каждая из них имеет свое назначение: по обе стороны алтаря – жертвенник и диаконник, а юго-западная комната – женская (со словами над входом, что построена она попечением некой Теместии). Северо-западная комната нужна была для представителей царской семьи.

При относительно скромных размерах «большой» храм Джвари удивляет величавостью и единством архитектуры. Различные виды техники использовали для достижения гармонии одних частей в единстве целого. Например, высокие ниши служат для плавного перехода от основного пространства к комнатам по углам.

Внутренней росписи, в отличие от более поздних храмов грузинской архитектуры, в храме Креста не было. Точность линий и умение общего исполнения делают эту церковь необыкновенно привлекательной. Одна из ее особенностей – поднятая на фоне гладких стен алтарная половина, ярко освещенная тремя оконцами на восточной половине стены. Самое большое значение отдавалось расположенному в центре храма октогону (восьмиугольнику), огораживавшему крест, в честь коего и было начато строение этого храма. Украшена мозаикой была только конха на алтаре.

Впрочем отсутствие росписи с лихвой заменялось рельефами. Здесь и рельеф царя Степаноза II (на южном фасаде), и коленопреклоненная фигура, изображающая, видимо, архитектора храма (на одной из граней барабана), и целая живописная композиция «Вознесение креста» (над южным фасадом). Детали декора на фасадах церкви Креста прекрасно пополняют архитектуру и подчеркивают значение отдельных акцентов а общем звучании.

Скромность и логичность архитектурного решения, обширная зона внутренних комнат, фасады с рельефами и орнаментами, высочайшее мастерство кладки из камня поставили эту жемчужину древнего грузинского зодчества в один ряд с лучшими образцами мировой архитектуры раннего средневековья. 

Со стен храма Джвари открываются потрясающе красивые панорамные виды на окрестности

Красивую древнюю легенду-притчу рассказывает архимандрит Рафаил (Карелин):

"Когда-то между Джвари и Светицховели находилась натянутая на крепкой цепи навесная лестница. и по ней над пропастью, как по мостику, люди, которые хотели помолиться и служители храма переходили из Мцхета в Джвари и спускались обратно. Но только чистый помыслами и покаявшийся в грехах мог идти по ней, и только творя молитву. Остальные падали в бездну. И с каждым годом все меньше людей проходило по этому воздушному пути, пока однажды под тяжестью грехов человеческих мостик вовсе не обрушился, погубив сразу многих…."

Понравилось? Поделись с друзьями!!!