Сделать заказ/ Отзывы туристов Звоните нам: 8 (499) 781 15 35
Поиск на сайте
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
все предложения »
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ГОРОДА И РАЙОНЫ:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мы ВКонтакте:

Достопримечательности Мцхета

Монастырь Самтавро

Неподалеку от Светицховели в северной части Мцхеты находится другой выдающийся памятник XI века - монастырь Самтавро. Начало Самтавро связано с именем самой знаменитой грузинской святой – равноапостольной Нины. После прибытия в в Мцхету, столицу тогдашней Грузии, она некоторое время проживала в доме царского садовника, но затем, не желая стеснять гостеприимное семейство, святая Нина поселилась в ежевичнике, в кустах которого она соорудила шалаш и здесь проповедовала людям Христову истину и исцеляла больных.

Ещё при жизни преподобной Нины, когда она уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Позже, сразу же после её смерти, царь Грузии Мириан, вернувшись из Бодбе, где упокоились останки святой, построил здесь церковь (IV век). Спустя четыре года Мириан построил второй храм, освященный во имя Преображения Господня.

После своей смерти в Самтавро нашли покой и святой царь Мириан и святая царица Нана, пережившая своего супруга на четыре года. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. С этим связано происхождение её названия. Слово "самтавро" в переводе на русский означает "царская территория".

Долгие годы Самтавро был сердцем христианской религии. Храмы постоянно получали очень крупные даяния и были красиво оформлены. В них хранились самые знаменитые грузинские иконы, сюда приезжали цари и правители Грузии, здесь всё время кипела жизнь.

Сам же Преображенский храм на территории монастыря Самтавро несколько раз подвергался крупным реставрационным работам. Он был практически полностью обновлён при царе Арчиле и при царствовании Вахтанга Горгасали в V веке. При Георгии I храм сильно расширили и фактически перестроили заново, а его стены покрыли очень красивым оригинальным орнаментом. Особенно сильно Преображенский храм пострадал при нашествии Тамерлана, а в 1283 году его почти полностью разрушило землетрясение. Все восстановительные работы были выполнены здесь в XIII-XIV веках. Некоторое время Преображенский храм в Самтавро являлся резиденцией Картлийских святителей.

Женский монастырь в Самтавро был образован в 1820 году. Здесь долгое время действовало духовное училище для девушек, настоятельницей которого была владыка Исидора. В 1930-х годах обитель была закрыта, однако храм здесь всё равно продолжал свою работу. Вновь обитель была открыта в 1990-х годах, а в 1994 году храмы Самтавро были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм Архангела Михаила

В южном пределе монастыря хорошо сохранилась церковь Архангела Михаила – более поздняя, чем Преображенский собор и церковь святой Нины. Это классический грузинский храм, внутреннее убранство его обошлось практически без росписи, пространство достаточно строго и украшено одними лишь резными каменными стенами.

Церковь святой Нины

«Малый» храм монастыря – «малая» церковь святой Нины (Маквловани) – самый древний храм Мцхеты, построен он в первые годы после крещения Грузии, тогда же, когда были возведены и первые, ныне исчезнувшие, церкви на местах будущих соборов Светицховели и Самтавро. Несмотря на множество поновлений (неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах) и небольших переделок, церковь сохраняет в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры и зримо отличается от более поздних построек Мцхеты.

В начале прошлого века про стенную роспись церковки святой Нины писали, что своими пышными женскими фигурами она напоминает реннесансную живопись итальянских мастеров (в духе Тициана) и совершенно не гармонирует со строгим и несколько угрюмым стилем мцхетских храмов. Нынешнее состояние этой росписи позволяет лишь догадываться о том, что представало взгляду паломника век назад.

Храм выглядит очень строго и даже несколько угрюмо. Но стоит вспомнить жизнь самой Нины и становится понятно, что иным этот храм быть просто не может. Аскетичность церкви Святой Нины идеально гармонирует со своим окружением. А ведь это и прекрасный большой храм Преображения Господня, и природа, от вида которой просто невозможно оторваться. Эта небольшая церковь как бы притягивает к себе именно своей простотой и скромностью. И именно такой и была сама Нина – простая и скромная женщина, которая совершила самый настоящий подвиг во славу Имени Христа для всего православного народа.

Преображенский собор

Церковь, освященная во имя Преображения Господня, была построена святым царем Мирианом спустя четыре года после возвращения из Бодбе с похорон святой равноапостольной Нины. Учитывая то, что известны два варианта датировки ее смерти (335 либо 347 год), то датой возведения церкви следует считать промежуток между 339 и 351 годами. Впрочем, первоначальное здание не сохранилось, нынешний храм стилистически относится к XI веку и построен одновременно с дошедшим до нас зданием Светицховели при царе Георгии I.

В сравнении с храмом, возведенным при царе Мириане, насколько можно судить по подклету и сохранившейся церкви святой Нины, собор был значительно расширен и снабжен южным порталом. Нынешняя постройка неоднократно подвергалась частичным разрушениям. Храм пришлось восстанавливать почти целиком после землетрясения 1283 г., когда рухнул купол, и после нашествия Тамерлана (1386 - 1403 гг.). При этом, вполне возможно, были несколько изменены пропорции, но стилистически более поздние «версии» наследовали более ранним. Начиная с XVII века собор неоднократно поновлялся.

Храм служил усыпальницей предстоятелей Грузинской Православной Церкви; традиция идет от его строителей – сам святой царь Мириан и его жена, святая Нана, первыми были похоронены здесь по праву первосвятителей Грузии.

Преображенский собор представляет собой крестово-купольный храм (длиной 27,3 м., шириной 17,2 м., высотой под куполом 27,5 м.), с двумя отдельно стоящими западными столпами и строенными в алтарную преграду восточными столпами. Свет обильно льется из многочисленных окон, расположенных в барабане купола и на всех четырех стенах храмах. Первоначальные росписи интерьера не сохранились, а от поздних остались кое-где фрагменты.

В собор ведут два входа: западный и южный (парадный вход, выделенный портиком с очень тонкой резьбой орнаментов). Стены собора и барабан купола украшены вырезанными в камне рельефными изображениями и орнаментами.

Различно оформление фасадов собора, наиболее строги из которых западный (выходящий на крутой склон и потому решенный в минималистическом ключе) и восточный (лишь наличник окна, крест над стеной в алтаре да две глубокие ниши по сторонам). При устройстве боковых фасадов была учтена разница в освещении – рельефы северного фасада куда объемнее, зато рельефы южного тоньше, что особенно эффектно смотрится в ярких лучах солнца.

Над оградой возвышается трехэтажная колокольня, служившая монастырю одновременно и сторожевой башней.

Усыпальница святого царя Мириана и его жены Наны

В Преображенском соборе Самтавро, в его юго-западной части, есть могила царя Мириана и его жены Наны. Надгробие, которое находится над усыпальницей, было выполнено только в XIX веке. До этого могила ничем отмечена не была. День святых равноапостольных Мириана и Наны празднуется в Грузии 2 раза в год. Это 14 января и 1 октября.

Сама усыпальница состоит из двух надгробных камней, которые сделаны из чёрного мрамора. На камнях написано о том, кто именно похоронен на этом месте. Между двумя могилами здесь всегда стоит ваза с живыми цветами. Кажется, что это едва уловимое благоухание бутонов окутывает в помещении каждый камень, каждый предмет и, вдыхая его, просто невозможно не поражаться той преданности и верности, той любви и нежности с которой относились друг к другу царь Мириан и его жена Нана…

Святыни монастыря Самтавро

Кроме святых могил царя Мириана и его жены Наны, монастырь Самтавро таит в себе ещё много святынь. Так, например, здесь находятся мощи Авива Некресского, который в VI веке пришёл в Грузию для основания здесь монашества. Персы, захватившие в те времена Кахетию, практически по всей кахетинской земле насаждали огнепоклонство. А Авива Некрессский каждый день и каждую ночь ходил по городам и селениям Кахетии и объяснял жителям разницу между христианством и язычеством. Благодаря своей деятельности не только кахетинцы, но и многие персы обратились в христианство.

Однако персы не собирались мириться с таким положением дел. Правитель персов повелел своим солдатам доставить к нему Авива. В скором времени Авива предстал перед персидским правителем. Тот предложил ему принять веру идолопоклонничества, но Авива отказался. И после этого отказа Авива Некресского подвергли самым страшным пыткам, которые могли только придумать персы. После пыток Авива привязали к столбу в селении Рехи и забили камнями.

Тело мёртвого Авива бросили на съедение птицам и зверям, но ни птицы, ни звери не коснулись мощей святого человека. Сначала мощи святого были похоронены в Самтавийской обители, но при правителе Картли Степанозе мощи в 660 году были перенесены в монастырь Самтавро и со всеми почестями похоронены под престолом Преображенского собора.

Среди многочисленных святынь храма – частица Животворящего Столпа из собора Светицховели, списки чудотворных Иверской иконы Божьей Матери и иконы святой Нины, частица мощей преподобного Шио Мгвимского, часть камня из Бодбе с могилы святой Нины, мощи одного из тринадцати отцов сирийских, священномученника Авива и другие реликвии.

Архимандрит Гавриил, настоятель монастыря Самтавро

Архимандрит Гавриил, в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе, родился 26 августа 1929 года. Его отец был убеждённым коммунистом, который скончался в довольно молодом возрасте. Его мать впоследствии стала монахиней и приняла имя Анна.

Соседи, знавшие будущего сподвижника с детского сада, вспоминали потом, что в некоторые дни он совсем не прикасался к еде, а его любимым занятием была постройка крошечных церковок из спичек и палочек. К 12 годам Годердзи прекрасно знал Евангелие, что по тем временам считалось большой редкостью.

Отслужив в армии (это было в 50-х годах), Годердзи Ургебадзе возвел у себя во дворе уже не спичечную церковку, а церковь с 4-мя куполами, которая, правда, сильно переделанная, стоит и сегодня во дворе дома №11 по улице Тетрицкаройской в Тбилиси, несмотря на то, что её неоднократно разрушали в советское время.

В 1955 году Годердзи принял монашество под именем Гавриил.

Всем знавшим старца он запомнился нестандартностью поведения и эксцентричностью, часто на грани юродства. Удивительно, но под личиной юродства, призванной скрыть духовные дарования подвижника, многие чувствовали благодать, исходящую от старца, тянулись к Гавриилу и прислушивались к даваемым им советам. В последние годы жизни архимандрит Гавриил приобрел огромную популярность в Грузии. Старца каждый день навещали паломники не только из самых дальних грузинских уголков, но и из других стран. И православные, и иноверцы, которые после посещения отца Гавриила часто принимали православие, приходили в башню святого царя Мириана в Самтавро, где по благословению Патриарха всея Грузии Илии II жил он с начала 1990-х годов.

Отец Гавриил говорил, что любовь выше всех канонов и уставов, и если ненавидишь хотя бы одного человека, то в его образе ненавидишь Самого Христа, и если невозможно тебе любить всех, то надо хотя бы желать всем добра.

2 ноября 1995 года отец Гавриил, которого уже при жизни стали называть «любовью XX века», отошел ко Господу. Память отца Гавриила особенно почитается в Самтаврской обители, духовником которой он был и во дворе которой покоятся его останки. В монастыре существует даже особое постоянное послушание: одна из сестер находится у могилы отца Гавриила и раздаёт всем желающим из постоянно горящей на могилке лампады масло, заодно рассказывая о чудесах, которые совершил святой и о предсказаниях старца, большая часть которых, собранная под одной обложкой, уже вышла в виде книжки.

Относительно своей канонизации отец Гавриил говорил, что сначала прославят в лике святых его духовного отца Георгия (Мхеидзе). Это предсказание сбылось в 2003 году.

А 24 декабря 2012 года решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви старец Гавриил прославлен в лике святых как преподобный.

Окрестности монастыря Самтавро

Вокруг древней столицы Грузии – Мцхеты есть немало удивительных и очень интересных мест. Когда-то здесь буквально кипела жизнь, строились монастыри и храмы, развивался сам город. Но сегодня здесь тихо и спокойно и эта тишина так и притягивает сюда туристов и гостей страны.

Издали виден монастырь Джвари (читать подробно >>>), который был выстроен в 6 веке. С горы, на которой стоит Джвари, открывается восхитительный вид на место слияния двух рек – Куры и Арагви. Тут же недалеко расположилась и жемчужина Грузии – кафедральный собор Светицховели (читать подробно>>>), который является самым старейшим храмом страны. И, конечно же, монастырь Шио-Мгвиме, который буквально сливается с песчаной окраской горных склонов.

Вот такая она – древняя и очень красивая Мцхета. Попав сюда просто невозможно не восхититься древними святынями первой столицы Грузии. А самое главное – всё это придаёт столько силы и одновременно столько спокойствия, что душа человека здесь находит комфорт и успокоение.

Понравилось? Поделись с друзьями!!!