Сделать заказ/ Отзывы туристов Звоните нам: 8 (499) 781 15 35
Поиск на сайте
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
все предложения »
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ГОРОДА И РАЙОНЫ:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мы ВКонтакте:

Достопримечательности Тбилиси

АНЧИСХАТСКАЯ БАЗИЛИКА

Анчисхатская базилика - древнейшее церковное строение в Тбилиси, датируемое VI в. Возведение этого священного храма началась вскоре после того, как столица Грузии была перенесена из Мцхеты в Тбилиси в царствование преемника Вахтанга I Горгасала - Дачи Уджармели.

Базилика Анчисхати имеет и ещё одно название – церковь Рождества Девы Марии. Но не случайно было выбрано и название Анчисхати. Слово «анчисхати» в переводе с грузинского означает «Анчийская икона». Однако это название базилика получила намного позднее после своего строительства – только в 1675 году. И здесь опять же не обошлось без воин.

Когда-то в Грузии существовало Тао-Кларджетское княжество, на территории которого находился Анчийский кафедральный собор. И была в том соборе очень дорогая и любимая народом икона "Анчийский Спас" - Нерукотворный Образ Спасителя. Когда на Тао-Кларджетское княжество напала османская империя, то его жители первым делом задумали спрятать дорогую для их сердец и душ икону. И для этого просто идеально подходила церковь Рождества Девы Марии. Вот таким образом та старинная базилика и обрела своё другое название – Анчисхати.

О нерукотворной иконе Спасителя предание говорит следующее.

В Сирии, в городе Эдессе, заболел неизлечимой болезнью правитель Авгарь. Царь Авгарь написал письмо Иисусу, в котором просил излечения от болезни и предложил преследуемому евреями Иисусу свой город для жительства. Он передал письмо в Иерусалим через известного художника Анания, и попросил нарисовать его Христа. Художник очень старался, но так и не смог изобразить преисполненное необычайной благодатью лицо Христа.  Тогда  Иисус взял у художника полотно и приложил его к своему лицу. На полотне чудесным образом отобразилось лицо Спасителя. Радостный художник вместе с апостолом  Тадеозом отправился в Эдессу.

 Авгар в течение 6 лет был прикован к постели, но едва прикоснувшись к иконе, сразу же исцелился . Он распорядился прикрепить полотно с Нерукотворным образом Христа к доске и поместил в нишу над городскими воротами, там, где раньше стоял идол, чтобы все могли преклоняться перед святыней. Позже ниша с иконой и зажженной перед ней лампадой была заделана глиняными плитами и кирпичом.

Через много лет, в 545 году персидский царь осадил Эдессу. Как раз в это время епископу Евлалию было знамение свыше – перед ним предстала Богоматерь и велела достать икону из замурованной ниши. Епископ приказал разрушить стену. Перед иконой по-прежнему горела свеча, а на глиняную плиту перешло лицо Спасителя. После молитвы перед иконой, в лагере врага начались раздоры, и персы вынуждены были отступить.

В 630 году Эдесса была завоевана арабами. Он не запрещали поклоняться нерукотворной иконе, слава о которой распространилась по всему Востоку.

В 944 году икона с большими почестями была перенесена в Константинополь. В 1204 году Константинополь был взят крестоносцами. В целях безопасности икона была перенесена в Грузию, в горную Кларджети. Икону поместили в церкви Анчи, поэтому Нерукотворная икона Спасителя была названа Анчисхати. Обрамление чудотворной Анчийской иконы Спаса Нерукотворного в XII веке было создано златовоятелем Бекой Опизари по приказу царицы Тамар. Позже, XIV и XVII веках, икону поместили в складень, ставки которого были украшены чеканными сценами.

Когда турки начали войну с Грузией, икона в целях безопасности, была перенесена в деревню Чала, в семью Иоатама Амилахвари. Затем, в XVII веке она была помещена в тбилисский храм святой Богородицы. При советской власти в Грузии икона была перенесена в Музей искусств, где она и по сей день хранится в Золотом фонде Национального Музея Грузии.

Сама Анчисхатская базилика за время своего существования несколько раз разрушалась врагами и снова отстраивалась. Особенно сильно Анчисхати пострадала при боевых действиях с турками и персами. Последние самые большие восстановительные работы производились в XVII в. Однако каждое такое строительство изменяло базилику практически до неузнаваемости. Над ней строились дополнительные своды, поднимались полы, перестраивались и сами стены. Со временем изменился и весь облик Анчисхати.

А в советские времена здесь долгие годы располагался музей изделий кустарей, а чуть позже музей сменила художественная мастерская. Всё это невероятно плохо сказалось на облике самой базилики, к тому же она практически потеряла своё святое предназначение.

Только в 1958 году здесь начались длительные и кропотливые реставрационные работы под руководством архитектора Р. Гвердцители. И спустя почти 6 лет базилике, наконец, вернули её первоначальный вид. Тот самый вид, который был у Анчисхати в XVII столетии.

Сегодня церковь Анчисхати – это трёхнефовая базилика. Само слово «базилика» пришло в архитектуру из греческого языка и означает оно «царский дом». Именно такой царский дом и был выстроен под руководством древних архитекторов и сегодня представляет собой значительный памятник раннехристианской архитектуры.

Само здание когда-то было сооружено из больших блоков туфа жёлтого цвета, а вот во время всех реставрационных работ использовался обычный кирпич. Базилика по плану имеет 3 выхода, но сегодня действует только выход с западной стороны здания.

После последней реставрации Анчисхати снова стала действующей и сегодня здесь, как и в давние времена, проводятся службы.

Понравилось? Поделись с друзьями!!!