Сделать заказ/ Отзывы туристов Звоните нам: 8 (499) 781 15 35
Поиск на сайте
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
все предложения »
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ГОРОДА И РАЙОНЫ:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мы ВКонтакте:

Достопримечательности Кахетии

Алаверди – монастырь и кафедральный собор

Кахетия - чудесный уголок уголок грузинского виноделия, лежащий в двух-трех часах езды от Тбилиси.

Путь от Тбилиси в сердце Кахетии - Алазанскую долину - начинается в левобережной восточной части города и идёт по Кахетинскому шоссе. Позади остаётся гладкая, как скатерть, Самгорская степь. Далее маршрут пересекает пологие гряды, суходолы и лощины обширного Иорского плоскогорья. А вскоре дорога уже петляет в лесистых отрогах Гомборского хребта. На высоких отметках дороги - стоит лесу раздвинуться - там, вдали, показываются скалистые исполины Кавкасиони с крутыми склонами и острыми пиками в снеговых шапках. Здесь же, на Гомборском хребте - царство лесных великанов: бука и граба. Особенно хорош бук. Высокие, прямоствольные деревья достигают толщины в несколько обхватов. Густые кроны, почти не пропуская лучей солнца, создают сплошной шатер и только светлые буковые стволы не дают этому " темному царству" погрузиться во мрак.

Ещё несколько поворотов дороги и взору туриста открывается огромная мозаика Алазанской долины, вытянутой по течению реки Алазани на 150 км. Долина отличается исключительно мягким и здоровым климатом. От северных ветров она защищена Главным Кавказским хребтом, который словно гигантский барьер ограничивает её по левому берегу Алазани. Слегка приподнятый, точно подставленный к солнцу, правый берег Алазани от поселка Ахмета до селения Хирса – это  сплошной виноградник, взлелеянный руками трудолюбивых жителей Кахетии.

 

В центре Алазанской долины, на расстоянии 13 км к северу от Телави, можно увидеть величайший храм средневековой Грузии - Алавердский Кафедральный собор (собор Святого Георгия) и монастырский комплекс. В своё время это было одно из самых высоких зданий в мире (более 50 м). Собор построен в XI в. и частично реставрирован в XV и XVIII вв. Производит он сильное впечатление гармонией своих громадных пропорций и подчеркнуто вытянутого, устремленного ввысь купола. Стоя у его древних стен, понимаешь, что ни враги, ни даже время никогда не разрушат этого здания, которое восхищает взгляд и одновременно дарит ощущение покоя.

Иосиф Алавердский

История основания монастыря Алаверди и его кафедрального собора тесно связана с епископом Иосифом Алавердским, день памяти которого в Грузии празднуется ежегодно 15 сентября. С самых ранних лет Иосиф решил для себя, что непременно станет монахом. Он вошёл в число тех знаменитых 12 монахов, которые вместе со своим учителем Иоанном Зедазнийским прибыли в Грузию для того, чтобы рассказывать населению страны о христианстве.

Когда в VI веке 13 монахов прибыли в Грузию, то каждому из них достался свой регион. Так Иосиф попал в Кахетию, где проводил строгую подвижническую жизнь. Его вера в Бога была настолько сильна, что никакие дикие звери, которые обитали в Кахетии в большом количестве, его никогда не трогали. А лани и косули приходили утором и вечером кормить монаха своим молоком.

Один из вельмож Кахетии, охотившийся в Алавердской степи, увидел монаха, который в чистом поле стоял на коленях и молился Богу. Он был так поражён и заинтересован, что остался с Иосифом. А молва о том, что в безлюдной Алавердской степи живёт монах, а вместе с ним и вельможа, который принял постриг и отрёкся от своей прошлой жизни, очень быстро разлетелась по всей округе. И с тех пор к святому Иосифу стали каждый день приходить люди. Некоторые слушали его проповеди, читали вместе с ним молитвы и возвращались в свой дом, а некоторые оставались с монахом навсегда. И таких людей становилось всё больше и больше. Так возникла обитель и был сооружен храм в честь святого великомученика Георгия.

Настоятелем этой вновь созданной обители был избран святой Иосиф. Этот человек с любовью отца заботился о каждом монахе и о том, чтобы жители Кахетии, наконец, оставили свои языческие суеверия, и приняли веру Христову. Чтобы рассказывать народу о Христе, о его жизни святой Иосиф очень часто оставлял созданный им монастырь и отправлялся по посёлкам проповедовать Слово Божие. Люди Кахетии, слыша о том, что Иосиф ведёт непорочную жизнь, с радостью принимали его у себя и с большой охотой слушали его рассказы. После таких проповедей многие раз и навсегда оставляли неверие и языческие обычаи в прошлом и принимали христианство.

Во время своей жизни в монастыре святой Иосиф составил катехизис, по которому и обучал своих монахов. К сожалению, в XVI веке эта святая книга была утрачена.

Когда святой почувствовал, что его земной путь близится к концу, то он заперся в тесной кельи и до самой своей смерти ни с кем больше не разговаривал. Умер Иосиф в 570 году, и был погребён в храме святого великомученика Георгия, в том самом храме, который он сам и основал.

Квирике III Великий и строительство Алаверди

В 1110 году Кахетию унаследовал царь Квирике III Великий (1010-1038). Именно этот правитель вновь объединил Кахетию и Эретию, бывшие тогда независимыми княжествами. Под его началом Телави стал центром Кахетии и превратился в очень богатый город, в котором был выстроен великолепный царский дворец. Был построен дворец и в другом населённом пункте – Тианети. При Квирике III, которого за все его благие деяния прозвали Великим, Кахетия стала богатым регионом. Годы правления Квирике III Великого были золотыми годами для Кахетии того времени.

Но самым главным своим достоянием царь, да и сам кахетинский народ, считали возведение собора Алаверди на месте деревянного храма во имя святого Георгия, который был построен святым Иосифом Алавердским. В каком именно году было начато и закончено строительство великолепнейшего храма точно установить не удаётся, но историки считают, то произошло это знаменательное событие между 1014 и 1037 годами.


В 1039 году Квирике III Великого убили, но Алаверди до сих пор напоминает о том великом человеке, который не пожалел денег своей казны и не побоялся возводить новый храм во времена, когда Кахетия  была буквально зажата между двумя врагами – Тбилиским Халифатом и горцами – аланами.

Алавердская епархия

Практически сразу после постройки Алаверди здесь была образована Алавердская Епархия. Тот, кто становился во главе епархии, был главой Церкви всей Кахетии того времени. К тому же глава епархии принимал непосредственное и активное участие в политической и культурной жизни региона и без него кахетинский царь не принимал ни одного решения.

Возглавляли  епархию только представители древних и влиятельных княжеских грузинских родов. Традиционно Алавердского епископа называли словом «Амба», от греческого «авва» - «отец». Такой порядок пришёл ещё от Иосифа Алавердского, который живя в Кахетии, именовал себя не иначе, как Амба Алавердский.

В период с XIII до XV веков о епархии нет никаких сведений, но объясняется это прежде всего тем, что именно на это время приходится война Грузии с монголами и войсками Тамерлана. 

Восстановлением Алавердской епархии занялся основоположник кахетинской династии Багратиони царь Георгий I (1466-1476). А вот сам разрушенный собор Алаверди был восстановлен другим царём Грузии - Александром I (1476-1511). Алавердская епархия снова и снова пыталась вернуть себе прежнюю власть, но ей этого не удавалось, и она надолго осталась во власти Мцхетского Католикосата.

В 1616 году Алаверди был практически полностью разрушен войсками иранского шаха Аббаса I, а сам монастырь солдаты превратили в крепость. В середине XVII веке территория монастыря Алаверди была заселена племенами тюрков, но после восстания в регионе, которое произошло в 1660 году, тюрков удалось прогнать, но нанесённый ущерб монастырю и храму Алаверди был настолько велик, что Алавердская епархия смогла восстановить здание только в самом конце XVII. Но очень скоро Алаверди снова разгромили, на этот раз лезгины. После этого на территории монастыря Алаверди возник женский монастырь во имя Харульской иконы Богоматери.

Алаверди. История происхождения названия

Происхождение слова «Алаверди» до сих пор остаётся загадкой. По этому поводу сказано немало слов, проведено много споров и рассуждений. Но к единому мнению пока прийти так и не удалось, поэтому стоит озвучить все выдвинутые версии того, что же может означать слово «Алаверди» и как оно появилось.

Иногда это красивое слово переводят как «Аллах дал» (Alla + Verdi,  где второе слово – это прошедшее время тюркского глагола «давать»). И если эту версию считать правильной, то становится очень интересно, кому же пришло в голову христианский храм называть тюркским словом.

Однако мало кто знает о том, что в Армении есть город с одноимённым названием – Алаверди. И город этот основали как раз турки – кочевники, и в городе этом тоже есть храм – монастырь Санаин. И некоторые очень часто именно этот монастырь и называют «монастырём Алаверди».

Нередко грузинский храм Алаверди называют ещё и Алаверды. Но это опять же большая ошибка. На самом деле Алаверды – это устаревшее название того самого города в Армении под названием Алаверди. А вот застольное слово «алаверды», которое тоже по каким-то причинам относят к названию храма в Грузии, здесь вообще не при чём.

Однако есть и ещё одна версия происхождения названия, и она кажется самой убедительной. По ней слово «Алаверди» – это искажённое Алва – Хварди, что означает «Алванская равнина». А если вспомнить, что храм построен именно на Алванской равнине, то всё встаёт на свои места.

Алаверди сегодня

Алавердский собор по свои архитектурным формам и стилю относится к первой половине XI века. Три апсиды собора заключены в строгие очертания прямоугольника внешних стен. Они приблизились друг к другу и слились с мощными подкупольными устоями.

Алавердский зодчий сумел создать, пожалуй, самый грандиозный во всей грузинской архитектуре и исключительно впечатляющий интерьер со стройными, необычайно устремлёнными ввысь пропорциями.

Снаружи собор очень скупо украшен, как и все вообще кахетинские памятники, орнаментальной резьбой. Но широкие, оформленные лишь арками и нишами поверхности огромных стен одного из самых высоких соборов Грузии (высота его 50 метров с лишним) способствуют впечатлению монументальности и грандиозности.

На восточном фасаде Алаверди  по сторонам центральной высокой арки расположены двойные валики, как бы вырастающие из пучка полуколонн, на которые опирается эта арка, которые очерчивают довольно сложную конфигурацию в виде арок и кругов. 

За всё время своего существования храм Алаверди несколько раз разрушался врагами и столько же раз восстанавливался практически из пепла. Так, в конце XV века здесь вновь был возведён купол из кирпича, своды и часть фасада. Крупный ремонт был произведён и после землетрясения, которое случилось в 1742 году. В XIX веке у храма были разрушены боковые пределы.

Архитектурный ансамбль Алаверди включает в себя епископский дворец, примыкающий к южной стене ограды, в котором расположена, сохранившая свой первоначальный вид, Трапезная XVI века. К северо-западу от собора находятся руины летнего дворца персидского наместника Фейхар-хана. Он был построен в 1615 г. вместе с низким восьмиугольным кирпичным павильоном. Так же здесь расположена Колокольня. Вокруг собора стоит крепостная стена.

После того, как здесь были проведены реставрационные работы, интерьер собора был практически полностью восстановлен. На стенах были обнаружены многочисленные изображения отцов Церкви  и апостолов, а также остатки надписи на древнегрузинском языке.

В жертвеннике храма были найдены изображения Богоматери и Иоанна Крестителя, но росписи сохранились не очень хорошо. И, конечно, очень часто на фресках храма можно встретить изображение виноградной лозы. Все эти росписи были забелены и нашли их только в момент тщательной реставрации внутренних стен здания. Сами же фрески и роспись храма относятся к разным эпохам, и это делает кафедральный собор ещё более интересным для туристов и историков.

Здесь же представлены такие изображения, как Христос Пантократор, Рождество Богоматери, Воскрешение Лазаря, Вознесение Святого Духа и Сошествие Святого Духа. Рядом можно увидеть и вполне жизненный сюжет – коронование царя и царицы. Вот только определить, кто именно изображён на фреске, пока не получилось.

Долгое время Алаверди являлся главным христианским собором Кахетии и поэтому в его стенах хоронили царей и цариц. Алаверди является последним приютом для таких знаменитых личностей Грузии, как: 

-  Святой Иосиф Алавердский;

-  Великомученица Кетеван, царица из рода Багратиони, жена царевича Давида. После смерти мужа эта женщина посвятила себя строительству церквей, монастырей и больниц. Царица Кетеван – героиня очень многих грузинских сказаний, песен и стихов;

-  Епископ Алавердский Иоанн, которого лезгины в 1480 году убили прямо в соборе;

-  Царь Кахетии Александр I (1445/1456 — 27 апреля 1511), который был убит после заговора своего сына Георгия;

-  Георгий II Авгиорги  или Злой Георгий (1469 — 1513), царь Кахетии, сын Александра I. Своё прозвище получил за убийство отца и ослепление и пленение младшего брата Дмитрия. Умер в Мухранской крепости, куда его заточил Баграт Мухранбатони;

- Теймураз I (1589—1663), царь Кахетии и Картли, поэт – лирик, умер в Иране в Астрабадской крепости через несколько лет, как полностью отошёл от дел государства;

-  Царевна Макрина, христианская святая.  

и другие.

Кафедральный собор Алаверди в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО пока не включён, но находится на рассмотрении.

Понравилось? Поделись с друзьями!!!