Сделать заказ/ Отзывы туристов Звоните нам: 8 (499) 781 15 35
Поиск на сайте
СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ
все предложения »
САМЫЕ КРАСИВЫЕ ГОРОДА И РАЙОНЫ:
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
Мы ВКонтакте:

Архитектурные памятники Зугдиди

ДВОРЕЦ ДАДИАНИ

В городе Зугдиди многое связано с родом Дадиани. И само поселение в прежние времена называлось Дади.

Прибывая в Зугдиди, гости города сначала попадают в зеленый массив частного сектора; здесь царит классическая, по-грузински оживленная и шумная, немного патриархальная атмосфера. Лишь пройдя по мосту через реку Чосоуши, приток Джумы, оказываешься в «исторической части города» – мы вынуждены брать это выражение в кавычки, потому что на самом деле здесь такое же продолжение частного сектора, еще более оживленный и шумный рынок, стадион... и буквально сразу же, безо всякого перехода, городок венчает жемчужина поистине мирового значения – дворец Дадиани.

Дворец Дадиани состоит из дворцов «мегрельской царицы», вдовы владетельного князя Давида, Екатерины Александровны Чавчавадзе-Дадиани (сестры Нины Чавчавадзе, супруги Александра Сергеевича Грибоедова), и Нико Дадиани, дворовой церкви и так называемого Сада Дадиани. Собственно, в прошлом он и был искусственно высаженным приусадебным парком, а ныне это – Зугдидский ботанический сад.

Дорога к дворцу Дадиани проходит через красивый, ухоженный парк с большими розовыми клумбами, фонарями и фонтанами.

Дворец - роскошное и очень оригинальное сооружение, в котором интересным образом сочетаются как национальные, так и имперские мотивы,- напомним, что строилось здание в середине XIX в., к тому времени (а именно с 1801 г.) Грузия уже была в составе Российской империи.

До XIX столетия дома и княжеские усадьбы в Грузии были простыми, прямоугольными в плане, в один этаж, с плоской крышей (иногда на ней возводили ступенчатый купол). Однако таких памятников архитектуры дошло до нас совсем немного.

Время шло, вкусы менялись, запросы росли, и дворец владетельных мегрельских князей – это уже двухэтажное здание (что можно назвать «грузинской классикой» середины позапрошлого века). К этому времени национальная архитектура прочно попала под влияние классицизма с его фронтонами и пилястрами, сохранив, однако, множество исконно грузинских элементов – в основном это касается внешнего убранства: мозаичное покрытие, арочки и, конечно же, традиционные балкончики.

Однако классицизм – строгий и весьма типовой стиль в архитектуре, богатые же и знатные фамилии всегда хотели выделиться. Как нельзя кстати оказалось новое архитектурное течение, набиравшее обороты в Российской империи с 30-х XIX в. – эклектика, с ее стремлением к многостильности и стилизации одновременно, с ее множеством производных, от знаменитых неоготики и псевдорусского стиля до такой экзотики, как, например, не прижившийся на наших землях и потому мало кому и в России, и в Грузии известный индо-сарацинский стиль.... Дворец Дадиани – это, пожалуй, один из примеров «грузинской эклектики», удивительное сочетание национальных элементов (общая планировка здания, те же балкончики) с эклетичными поддельно-мавританскими (стрельчатые окна, стилизованные арочки и, конечно же, бросающееся в глаза архитектурное решение кровли, в котором глаз нет-нет да и выхватит «прилетевший неотсюда» неоготический элемент). Вычурная кровля, кстати, вполне в духе эклектики, то ли оттеняет, то ли вступает в резкий контраст с достаточно скупым в архитектурном плане решением фасада, первый этаж которого украшен легкими штрихами, а на втором рельеф создает замысловатую игру светотени.

Зугдидский государственный историко-этнографический музей, расположенный во дворце Дадиани, приглашает в свои стены всех желающих познакомиться с уникальной коллекцией произведений искусства и старинных артефактов, которые начали собирать князья Дадиани. Помимо интерьеров роскошного княжеского жилища, воссозданных с помощью подлинных предметов мебели и быта, принадлежавших этому знатному роду, в музее есть немало достойных внимания коллекций

Сегодня в сокровищнице музея более 40 тысяч экспонатов, значительная часть которых уникальна или представляет собой редкие образцы национальной культуры.

Взгляд вверх

Деревянный резной потолок внешней галереи дворца Дадиани – это настоящий шедевр. Его потрясающе высокохудожественные, тщательно продуманные и исполненные формы прекрасно гармонируют со стрельчатыми окнами здания и, в свою очередь, контрастируют с побеленными, лишенными какого-либо декора стенами. Ничто не мешает наслаждаться творением мастеров-резчиков.

Роскошь убранства потолка, его потрясающую игру светотени (она достигается, с одной стороны, узором и углом расположения резных панелей, с другой стороны, - применением древесины разных пород) оттеняют простые, даже слегка грубоватые колонны. Находясь здесь, чувствуешь, что попал то ли в сказку, то ли в саму историю: прогуливаясь по галерее дворца-музея, можно, например, совершенно неожиданно для себя наткнуться на «бесхозно лежащую» старинную пушку. Внутрь ведут такие же, как и потолок, великолепные резные двери.

Парадные залы дворца Дадиани – это воплощение эстетики и достатка. В одном из первых мы видим роскошно накрытый стол: богатая посуда (фарфор и хрусталь, дорогие приборы, металлические подсвечники, изящные менажницы и вазы для фруктов), рядом – элегантный чайный сервиз и поражающие воображение великолепной резьбой массивные стулья. А напротив – такой же работы буфет, составляющий с ними очень эффектный гарнитур. Это мебель из коллекции Андрея Дадиани, изготовленная мастерами французской школы в XIX веке. Помимо классического орнамента, отчетливо видны и национальные грузинские элементы – кинжал и рог для вина. Мебель в собрании Дадиани просто роскошна – каких только стилей тут нет: и буле, и рококо, и ампир, предметы собраны с разных концов света, есть даже экспонаты из Китая и Японии. Такую экзотику в те времена не каждый мог себе позволить.

На стенах висят картины в богатых рамках. На наиболее примечательной из них, по правую сторону от обеденного стола, изображена батальная сцена. Два других полотна кисти неизвестного итальянского художника преисполнены внутренней теплоты и простого изящества. На них изображены Мария Магдалина и Иоанн Креститель.

Дальше по залам

Прогуливаясь дальше по анфиладе больших светлых комнат, видим портреты царицы Тамар и князей рода Дадиани. Очень интересен и необычен маленький диванчик с трехсекционной спинкой, в среднюю секцию которой вставлено ... зеркало. Богато инкрустированная мебель – признак зажиточности семьи: посетители, попадая во дворец, должны были сразу видеть, что перед ними не какой-нибудь «древний, но захудалый», а самый что ни на есть блистающий славой и состоятельностью княжеский род!

Поражает обилие картин в залах дворца Дадиани. Это и фамильные портреты, и стилизации под старые грузинские иконы (среди стилизаций, однако же, попадаются и подлинники!), и родовые гербы, и большие живописные полотна. Среди произведений искусства французских, итальянских, немецких и грузинских мастеров есть и работы российских художников – Ивана Тюрина, Константина Маковского, Владимира Машкова.

Выделяется портрет графини Марии Адлерсберг кисти В.В.Верещагина (правда, на табличке к портрету Василий Васильевич почему-то поименован Владимиром). Появление этого портрета в зале дворца Дадиани не случайно – внучка Марии Васильевны (урожденной Нелидовой), Мария Александровна, вышла замуж за одного из князей рода Дадиани – Николая Давидовича.

Коллекция мегрельских князей

Продолжаем прогулку по залам дворца-музея. Среди интересных экспонатов, на которые невозможно не обратить внимание, большой набор шахмат под портретом князя Андрея Дадиани работы неизвестного художника. Со строгим, обитым черной кожей диваном гармонируют резные темного дерева книжные шкафы с многочисленными старинными томами - такими, например, как уникальное издание «Переписки Наполеона Первого». Эти и многие другие книги в коллекции дворца Дадиани – на французском языке. Впечатляют массивный кабинетный рояль, фигурные светильники и подсвечники (над одним из таких висит портрет императора Петра I), интересные часы в виде паровоза и, конечно же, коллекция оружия – куда же без этого княжеский дворец, в особенности, дворец князя на Кавказе! Коллекция роскошного оружия – сабли и шпаги с дорогими эфесами и именной гравировкой, парадные шлемы и кирасы, изготовленное на заказ личное стрелковое оружие – это все неотъемлемые атрибуты богатого дворянства вообще и, разумеется, кавказского дворянства в частности. Есть во дворце Дадиани и оружие с еще более солидной историей – европейское, периода Средних веков. А дополняет все это великолепие внушительный фотографический фонд – более пяти тысяч уникальных старинных снимков.

Археологическая галерея

Археологическая галерея дворца Дадиани основывается на многочисленных находках, сделанных в ходе раскопок античного города Археополиса. Первые экспонаты в музейный фонд (тогда, напомним, частной коллекции) стали поступать еще в XIX в. история этого края берет начало с древнейших времен – с палеолита. В собрании Дадиани есть орудия труда первобытных людей, населявших когда-то эти земли, их оружие – каменные топоры. Далее представлена античная эпоха. В первую очередь специалисты рекомендуют обратить внимание на клад артефактов из золота и серебра, который был найден у села Тагилони уже в советское время, в 1930 году. Этот клад относится ко второй половине I – первой половине II в. н.э.

Из предметов, собранных еще князем Давидом I Дадиани, привлекает особенное внимание нумизматическая коллекция – большое количество колхидских, римских, византийских, русских, грузинских, польских и венгерских монет. Многие отчеканены из драгоценных металлов. Конечно, наибольшим интересом среди историков и нумизматов пользуются античные монеты – деньги древней Колхиды I века до н.э. – II века н.э. из золота и серебра, монеты Римской империи времен императора Юстиниана.

Археологическую галерею дополняют предметы быта и декоративно-прикладного искусства, также найденные при раскопках древнего Археополиса. Можно выделить золотую колхидскую маску, датируемую ориентировочно I столетием до н.э.

Еще одна часть галереи - старинные иконы в драгоценных окладах. Наиболее выдающиеся экспонаты датированы XII веком. Вообще же образцов «ювелирной иконы» во дворце Дадиани много, относятся они к разным эпохам, включая XVII и XIX века. Один из самых древних экспонатов, связанных с христианской культурой,- крест абхазского царя Георгия, это – X век. Также в музее очень много экспонатов религиозно-литературного характера, таких как рукописные книги и церковные грамоты. 

 


ПЛАЩАНИЦА БОГОРОДИЦЫ

Плащаница Богородицы, которая хранится во дворце Дадиани и выставляется только по общим церковным праздникам, является, пожалуй, одной из самых таинственных реликвий экспозиции. В ее истории – сплошные тайны и загадки.

Рассказывают, что в конце V века два брата – Галвий и Кандид – держали путь в святой город Иерусалим. Проезжая через Назарет, они решили отдохнуть и поужинать. Остановились в небогатом доме некой старушки. Осматривая жилище, они якобы заметили потайную комнату. Там горели свечи, курились благовония, а в центре стоял ларец, вокруг которого толпились страждущие. На вопрос братьев, что в ларце, женщина ответила, что чудотворная риза, исцеляющая больных. Тогда-то гости и задумали похитить сокровище. Они подобрали ковчег, похожий на тот, в котором хранилась плащаница, и на обратном пути подменили его. Братья тайно привезли святыню в Константинополь и на собственном участке построили молебен. Но шила в мешке не утаишь, чудеса происходили одно за другим, и доложить о плащанице правителю все же пришлось. Император мечтал завладеть святыней. По его приказу для нее возвели роскошный Влахернский храм. Сохранилось документальное тому подтверждение.

В VI веке Историк Никифор Каллист писал: «Риза Богоматери сохранялась в этом храме и доселе сохраняется, как защита для города, подавая различные исцеления, и чудесами своими, побеждая естество и время».

Известно, что плащаница много раз спасала Константинополь от завоевателей. Так, в начале VII века к стенам Царьграда подошли персидские и хазарские войска. Когда начался штурм, стало ясно, что защитить город своими силами жители не смогут. Тогда патриарх Сергий вынес ризу из храма. Горожане начали молиться, и в этот момент налетел ураган. Начавшийся шторм уничтожил вражеские корабли. Прошло несколько десятилетий, и история повторилась.

В  летописях сохранилось упоминание об осаде Царьграда витязями Аскольдом и Диром. Тогдашний патриарх – Фотий – погрузил ризу в море. И штиль обернулся бурей, снова уничтожив корабли неприятеля. Византийский историк XI века Кедрен писал, что тогда «испытали руссы [варяжские дружины] Божью власть и отступили». Да не просто отступили, а даже приняли христианство. Современные скептики могли бы в этом усомниться, но упоминания о данном эпизоде встречаются и в других источниках, например, у историков Льва Грамматика и Симеона Логофета.

О том, как это сокровище попало в Мегрелию, высказывали предположения многие исследователи. Между тем наиболее вероятной кажется версия одного итальянского миссионера XVII века – Джузеппе Марии Дзампы.

В одном из своих трудов, посвященных мегрелам, он писал: «У этого народа есть много реликвий, которые они получили от тех святых отцов, которые после взятия Византии турками, во избежание мусульманской тирании, нашли прибежище в Мегрелии и в соседних странах. Говорят, что в те времена в Колхиду приехал один архиепископ, привезя с собой плащаницу, которая, по их словам, принадлежала Богородице. Материал, из которого она сшита, желтый, местами с набивными цветами, и вышита она иглой. В длину она равна восьми римским ладоням, в ширину – четырем, рукава – в одну ладонь и узкий ворот. Я тоже видел ее в Хобской церкви, где она хранится в ларце, усыпанном драгоценными камнями и запечатанном».

В то время цари берегли плащаницу как зеницу ока. Рассказывают, что грузинский царь Леван вообще решил запереть ее в золотой ковчег и поручил стражникам охранять его. Но она все равно была похищена, правда, далеко унести ее не успели – уже на следующий день воров схватили, а реликвию вернули на место.

После революции, в эпоху атеизма, про плащаницу вообще забыли, обнаружив ее едва ли не случайно в 1936 году. Тогда же ее перенесли из храма во дворец Дадиани и заключили в одну из башен. А в конце прошлого века плащаница удивила всех еще одним чудом. Началось все с того, что сокровищем всерьез заинтересовались ученые. Ее сняли на кинопленку, а потом, просматривая запись на студии, вдруг заметили на полотне изображение Христа, абсолютно невидимое невооруженным глазом. Почти как на Туринской плащанице....


ПОСМЕРТНАЯ МАСКА НАПАЛЕОНА

В затененном, сумрачном помещении дворца устроен своеобразный наполеоновский уголок. Здесь, рядом с портретами и бюстом французского императора, а также статуэткой его любимца и сподвижника Иоахима Мюрата, хранится настоящее сокровище – бронзовая посмертная маска Наполеона Бонапарта. Таких масок было сделано всего три. Одна из них на острове Эльба, в старинной церкви Мизарикордия, при которой создан небольшой музей Наполеона. Эльба – место первого заточения императора, откуда в свои триумфальные Сто дней он вернулся в Париж, но был разбит англичанами под Ватерлоо.

Вторая маска находилась в одном из музеев Лондона. В 1973 году она странным образом исчезла из коллекции и была обнаружена лишь в 2004 г. в Нью-Йорке. Там ее выставили на аукцион и продали в частную коллекцию. Копия этой маски хранится в парижском Музее армии, где ее долгое время считали подлинником, пока эксперты не выяснили, что это не так.

И третья посмертная маска Наполеона находится во дворце Дадиани, в небольшом грузинском городке Зугдиди... .Эта бесценная реликвия попала в коллекцию музея от потомков Мюрата, владевших некоторое время дворцом. Маска была сделана с гипсового слепка, который создал личный врач Наполеона, Франческо Антомарк, и отлита в бронзе в 1833 году – спустя 12 лет после смерти императора.

С Наполеоном связано еще несколько экспонатов музея – это ряд картин и графических работ, в том числе изображающих императора на борту «Беллерофонта» (Британского военного корабля, на который он прибыл сдаваться после сражения под Ватерлоо); декоративный столик, расписанный сценой коронации Наполеона, а также несколько сервизов с портретами и вензелями французского императора.


ДВОРЦОВАЯ ЦЕРКОВЬ

Поднимаясь из ботанического сада к дворцу Дадиани, по дороге обращаешь внимание на маленький храм, по самую кровлю утопающий в зелени деревьев. Дворцовая церковь, самая старая постройка всего музейно-усадебного комплекса, была сооружена в XVI веке, однако ее архитектурное решение практически в точности соответствует древним канонам «грузинского стиля» в храмовом строительстве. Грузинам не было свойственно экспериментировать с экзотической стилистикой, поэтому церкви XVI века и последующего времени были удивительно похожи на храмы XI – XII столетий.

Эти архитектурные формы пришли в Грузию из Византии вместе с христианством. Небольшой объем собственно церковного здания с обязательной одной-единственной главой – традиционно это многоранный барабан, прорезанный узкими щелями-окнами, с характерным пирамидальным куполом – по ним легко узнаются среди многих других грузинские и армянские христианские храмы. Это, собственно, уже не византийские, а «местные» черты. Исследователи полагают, что на такое архитектурное решение оказал влияние романский стиль, адаптированный под местные климатические условия.

Миниатюрная дворцовая церковь производит удивительное впечатление – при своих малых размерах она одновременно приземистая и устремленная ввысь. Такой двойственный эффект достигается в первую очередь тем, что основной объем и восьмигранный световой барабан практически равны между собой по высоте. Скромный, почти полностью отсутствующий внешний декор подчеркивает строгость храма – кстати, и для внутреннего убранства грузинских церквей никогда не были характерны пышность и вычурность...

Отметим, что подобные архитектурные формы древних храмов можно наблюдать в большинстве других государств, перенявших христианство от Византии. Крестово-купольная система была характерна и для Древней Руси – подтверждением тому служат памятники домонгольской и раннемонгольской эпохи. Однако на Руси под влиянием национальных форм с одной стороны и интеграции с европейскими течениями с другой вырабатывались свои собственные архитектурные стили – раннемосковский, узорочье, годуновский.... А с реформами Петра I русская архитектура окончательно европеизировалась и позднейшие попытки «вернуться к истокам», к крестово-купольной системе и шлемовидным главам, представляют собой не более чем стилизацию. 

Понравилось? Поделись с друзьями!!!